Власти повышают доступность судебных экспертиз

Дата: 23 июля 2021 г.

Правительство РФ выпустило распоряжение о создании в 2021 году девяти новых федеральных государственных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России. Эта мера направлена на повышение доступности судебных экспертиз, обеспечение возможности оперативного принятия решений с учетом потребностей судов и правоохранительных органов соответствующих регионов, сокращение сроков производства экспертиз и экспертных исследований.

Новые судебно-экспертные учреждения Минюста должны появиться до конца 2021 года на территории Московской, Липецкой, Белгородской, Псковской, Новгородской, Тверской областей, в Кабардино-Балкарской Республике, Республиках Северная Осетия – Алания и Марий-Эл.

По информации Министерства юстиции РФ, планируются постепенное увеличение штатной численности вновь созданных учреждений, оснащение их необходимым специальным криминалистическим оборудованием. После завершения организационных мероприятий судебно-экспертные учреждения Минюста будут присутствовать на территории 62 субъектов РФ.



Судье предложено рассказывать участникам дел о сыне-прокуроре

Дата: 29 ноября 2021 г.

Комиссия Совета судей РФ дала заключение по запросу судьи судебной коллегии по гражданским делам К. областного суда П-ой о возможности возникновения конфликта интересов в деятельности судьи в случае занятия ее сыном должности прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры той же области.

Как отмечается в заключении, трудовые, служебные отношения близкого родственника судьи с одним из участников дела, рассматриваемого данным судьей (даже при том, что трудовыми, служебными обязанностями близкого родственника судьи не предусматривается представительство работодателя в судах), могут неоднозначно восприниматься другими участниками рассматриваемого дела.

В правоприменительной практике это обстоятельство может расцениваться в качестве подтверждающего существование конфликта интересов или, по крайней мере, подтверждающего наличие внешних признаков конфликта интересов. В частности, такой подход преобладает в практике Комиссии при Президенте РФ по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий.

Положения пункта 2 статьи 3 Закона о статусе судей содержат требование к судье, оказавшемуся в ситуации конфликта интересов при рассмотрении конкретного дела: судья должен заявить самоотвод либо известить участников процесса о сложившейся ситуации. Такая же обязанность судьи закреплена в пункте 4 статьи 8 Кодекса судейской этики.

Поэтому при наличии внешних (формальных) признаков возникновения конфликта интересов, несмотря на внутреннюю убежденность судьи в отсутствии оснований для заявления самоотвода, комиссия по этике рекомендует довести до сведения участвующих в деле лиц о соответствующих обстоятельствах. При рассмотрении дела, в котором участвует прокурор, судье рекомендуется сообщить о работе его близкого родственника в прокуратуре области.

Отвод, заявленный участниками процесса, считающими это обстоятельство существенным, рассматривается в установленной процессуальным законом процедуре, в которой мнение заинтересованного лица не имеет решающего значения. Но перевод вопроса в сферу регулирования процессуального законодательства в такой ситуации снимает претензии к судье по поводу несоблюдения требований Кодекса судейской этики.

Вместе с тем, как подчеркивает комиссия по этике, ее заключения не имеют свойства общеобязательности и носят рекомендательный характер. Судья несет личную ответственность за выбор той или иной модели своего поведения и должен при рассмотрении каждого конкретного дела с участием организации, в которой работает его близкий родственник, самостоятельно определять степень обязательности раскрытия перед сторонами соответствующей информации и оценивать последствия недоведения ее до сведения сторон.