У российских адвокатов появится больше работы в структурах ООН

Дата: 21 октября 2021 г.

Член Совета АП Московской области, первый вице-президент Федерального союза адвокатов России, вице-президент Коллегии адвокатов SED LEX Александра Цветкова назначена вице-президентом Всемирной организации устойчивого развития (WOD).

World Organization for Development – это международная неправительственная организация со штаб-квартирой в Москве, с 2014 г. наделенная специальным консультативным статусом при Экономическом и социальном совете Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС ООН).

В июне 2021 г. разработанная WOD Глобальная инициатива для устойчивого развития территориальных образований была объявлена ООН одной из передовых мировых практик для достижения целей в области устойчивого развития. Александра Цветкова вместе с коллегами из SED LEX участвовала в правовом обеспечении процесса подачи Глобальной инициативы на рассмотрение в ООН по приглашению ее автора, президента WOD Роберта Губернаторова.

По словам Александры Цветковой, в качестве вице-президента она планирует использовать площадку WOD для участия адвокатов в реализации и подготовке различных международных инициатив, а также в профильных мероприятиях, проводимых органами ООН и международными организациями системы ООН.



Судье предложено рассказывать участникам дел о сыне-прокуроре

Дата: 29 ноября 2021 г.

Комиссия Совета судей РФ дала заключение по запросу судьи судебной коллегии по гражданским делам К. областного суда П-ой о возможности возникновения конфликта интересов в деятельности судьи в случае занятия ее сыном должности прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры той же области.

Как отмечается в заключении, трудовые, служебные отношения близкого родственника судьи с одним из участников дела, рассматриваемого данным судьей (даже при том, что трудовыми, служебными обязанностями близкого родственника судьи не предусматривается представительство работодателя в судах), могут неоднозначно восприниматься другими участниками рассматриваемого дела.

В правоприменительной практике это обстоятельство может расцениваться в качестве подтверждающего существование конфликта интересов или, по крайней мере, подтверждающего наличие внешних признаков конфликта интересов. В частности, такой подход преобладает в практике Комиссии при Президенте РФ по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий.

Положения пункта 2 статьи 3 Закона о статусе судей содержат требование к судье, оказавшемуся в ситуации конфликта интересов при рассмотрении конкретного дела: судья должен заявить самоотвод либо известить участников процесса о сложившейся ситуации. Такая же обязанность судьи закреплена в пункте 4 статьи 8 Кодекса судейской этики.

Поэтому при наличии внешних (формальных) признаков возникновения конфликта интересов, несмотря на внутреннюю убежденность судьи в отсутствии оснований для заявления самоотвода, комиссия по этике рекомендует довести до сведения участвующих в деле лиц о соответствующих обстоятельствах. При рассмотрении дела, в котором участвует прокурор, судье рекомендуется сообщить о работе его близкого родственника в прокуратуре области.

Отвод, заявленный участниками процесса, считающими это обстоятельство существенным, рассматривается в установленной процессуальным законом процедуре, в которой мнение заинтересованного лица не имеет решающего значения. Но перевод вопроса в сферу регулирования процессуального законодательства в такой ситуации снимает претензии к судье по поводу несоблюдения требований Кодекса судейской этики.

Вместе с тем, как подчеркивает комиссия по этике, ее заключения не имеют свойства общеобязательности и носят рекомендательный характер. Судья несет личную ответственность за выбор той или иной модели своего поведения и должен при рассмотрении каждого конкретного дела с участием организации, в которой работает его близкий родственник, самостоятельно определять степень обязательности раскрытия перед сторонами соответствующей информации и оценивать последствия недоведения ее до сведения сторон.