Минюст ужесточает требования к претендентам на статус адвоката, а также к адвокатским запросам
Минюст России представил проект масштабных поправок в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которым предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов РФ, вводятся меры против злоупотребления адвокатскими запросами, а также ужесточаются требования к кандидатам на получение статуса адвоката.
Законопроектом, в частности, предлагается закрепить правило о том, что претендовать на приобретение статуса адвоката наряду с лицами, имеющими высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» либо ученую степень по юридической специальности, могут также лишь те лица из числа имеющих высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр», которые ранее получили диплом бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Как считают в Минюсте, эти изменения позволят повысить уровень подготовки лиц, претендующих на получение статуса адвоката.
Кроме того, претенденты на получение статуса адвоката помимо документов, предусмотренных ст. 10 Закона об адвокатуре, будут обязаны представлять в квалификационную комиссию справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также документ о том, что претендент не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах.
Также предлагается закрепить положение о том, что лица, не сдавшие квалификационный экзамен, не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности ранее чем через год.
Законопроектом предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов Российской Федерации, который станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения обо всех адвокатах РФ. Полномочия по ведению, определению порядка ведения и состава сведений Единого государственного реестра адвокатов предлагается закрепить за Министерством юстиции РФ. Реализация этого положения должна позволить заинтересованным органам госвласти, судам, юридическим лицам, гражданам и другим лицам в круглосуточном режиме получать информацию об адвокатах, в частности об их статусе, удостоверении, членстве в адвокатской палате соответствующего субъекта РФ.
Статья 12 Закона об адвокатуре дополняется положением о том, что право осуществлять адвокатскую деятельность возникает у адвоката только с момента внесения о нем сведений в Единый государственный реестр адвокатов РФ. При этом если претендент, которому присвоен статус адвоката, в течение трех месяцев с момента сдачи квалификационного экзамена не принесет присягу адвоката, то решение о присвоении ему статуса адвоката аннулируется. Дополнительно предусмотрено включение в Единый государственный реестр адвокатов РФ сведений о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен, что позволит исключить случаи сдачи экзамена с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре.
Предлагается выдавать адвокату удостоверение сроком на 15 лет с возможностью последующей его замены, а также установить обязанность адвоката в случае приостановления и прекращения статуса сдавать удостоверение в территориальный орган Минюста России либо совет адвокатской палаты РФ, членом которой он является или являлся, для последующей передачи в территориальный орган Минюста России.
Одновременно устанавливается, что удостоверение адвоката предоставляет право беспрепятственного доступа адвоката в здания судов всех инстанций. В настоящее время предусмотрено право беспрепятственного доступа адвоката только в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ и мировых судей.
Законопроектом закрепляется обязанность президентов адвокатских палат субъектов РФ либо лиц, их замещающих, рассматривать все представления, внесенные Минюстом России и его территориальными органами, и возбуждать по ним дисциплинарные производства (сейчас полномочиями по внесению представлений о возбуждении дисциплинарного производства или о прекращении статуса адвоката согласно ст. 17 Закона об адвокатуре наделены только территориальные органы Минюста России, а президент палаты либо замещающее его лицо может отказать в возбуждении производства).
Минюст и его территориальные органы наделяются правом обжаловать в судебном порядке решения советов адвокатских палат субъектов РФ о прекращении дисциплинарных производств или об отказе в применении мер дисциплинарной ответственности, вынесенные по результатам рассмотрения их представлений.
Законопроектом предлагается дополнить состав квалификационной комиссии адвокатской палаты, включив в число ее членов одного представителя научного сообщества.
Устанавливается полномочие федерального органа юстиции утверждать Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, которое будет разрабатываться Советом Федеральной палаты адвокатов.
Для исключения случаев заключения соглашений, предметом которых было бы направление только адвокатского запроса, проектом федерального закона предлагается внести соответствующее изменение в ст. 6.1 Закона об адвокатуре, согласно которому направление адвокатского запроса (запросов) не может являться самостоятельным предметом соглашения об оказании юридической помощи.
«В целях исключения злоупотребления» направлениями адвокатских запросов в госорганы и организации предлагается дополнить п. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре еще одним основанием для отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений – в случае если в запросе содержится просьба о разъяснении правовых норм, представлении позиции по вопросам правового или неправового характера либо явное или скрытое обжалование решений уполномоченных органов (организаций) и должностных лиц, для которого предусмотрен специальный порядок.
Помимо этого предлагается возвращать в течение семи дней адвокатский запрос адвокату, направившему его в госорган, орган местного самоуправления, иные организации или должностному лицу, в случае если решение вопросов, поставленных в запросе, не входит в их компетенцию, без пересылки его в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что позволит обеспечить гарантии сохранности адвокатской тайны, предусмотренные ст. 8 Закона об адвокатуре.
Вводится предоплата судэкспертизы, но эксперты смогут согласиться провести ее в долг
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий введение предоплаты производства судебных экспертиз в гражданском процессе.
Поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» направлены на реализацию постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 2023 г. № 43-П.
КС признал абзац 2 ч. 2 ст. 85 и ст. 96 ГПК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не обеспечивают надлежащих гарантий реального получения оплаты экспертизы, назначенной судом по инициативе стороны (сторон) в гражданском судопроизводстве, проведенной вне зависимости от предварительного внесения в установленном порядке этой стороной (сторонами) денежной суммы для оплаты ее проведения.
Законопроектом закрепляется правовой механизм, предполагающий, что суд в случае заявления стороной дела ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу выносит определение о назначении судебной экспертизы после предварительного внесения стороной денежных сумм на депозитный счет суда.
Абзац 2 ч. 2 ст. 85 ГПК РФ, запрещающий эксперту отказываться от производства экспертизы в случае невнесения стороной в счет оплаты экспертизы денежных сумм, предлагается признать утратившим силу.
В ст. 85 ГПК РФ предусматривается закрепить право эксперта на дачу согласия провести экспертизу без предварительного внесения денежных сумм на счет суда.
В целях реализации гарантий получения денежных сумм, подлежащих выплате экспертам, предлагается в ст. 97 ГПК РФ предусмотреть, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются со счета по окончании судебного заседания, в котором исследовалось заключение эксперта.
При этом в случае если назначение экспертизы осуществляется по инициативе суда, общий порядок оплаты работы экспертов не изменяется и соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а в случае назначения мировым судьей – за счет бюджета соответствующего субъекта (ст. 96 ГПК РФ).
Вопрос перечисления денежных средств из соответствующего бюджета в счет оплаты экспертизы, назначенной по инициативе суда (мирового судьи), решается в определении о назначении экспертизы или в итоговом постановлении суда (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ).
Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривается аналогичное законоположение о запрете эксперту или экспертному учреждению отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения (ст. 16).
В законопроекте предлагается исключить указанное законоположение «в связи с приоритетом применения норм ГПК РФ при назначении судебной экспертизы и его дублированием», отмечается в пояснительной записке к поправкам.