Долгожданные поправки в УПК переданы на подпись президенту

Дата: 7 июня 2023 г.

Совет Федерации 7 июня одобрил и направил на подпись Президенту РФ поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся порядка прекращения уголовного преследования по реабилитирующему основанию по истечении установленного срока производства предварительного расследования, а также оснований заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей предпринимателей.

Первый Федеральный закон (законопроект № 285563-8) принят во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2022 г. № 33-П, которым ч. 2 ст. 27 УПК РФ и п. «в» ч. 1 ст. 78 Уголовного кодекса РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в части возможного продолжения уголовного преследования после истечения на досудебной стадии уголовного судопроизводства срока давности привлечения к уголовной ответственности, если подозреваемый или обвиняемый возражал в момент истечения этого срока против прекращения уголовного преследования по данному нереабилитирующему основанию.

Статья 27 УПК РФ дополняется новой частью 2.2, устанавливающей на досудебной стадии уголовного судопроизводства конкретные сроки возможного производства предварительного расследования после отказа подозреваемого, обвиняемого прекратить расследование по такому нереабилитирующему основанию, как истечение срока давности уголовного преследования. Устанавливаются следующие предельные сроки: для преступлений небольшой тяжести – 2 месяца, средней тяжести – 3 месяца, тяжких и особо тяжких – 12 месяцев.

При этом если в установленные сроки дело не передано в суд или не прекращено по иному основанию, то оно подлежит прекращению в связи с непричастностью лица к совершению преступления.

Одновременно предусматривается, что задержание лица подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, по которому истекли сроки давности уголовного преследования, а также применение к нему мер пресечения (в случае продолжения производства) допускается только в случае, если данное лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления, наказуемого смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Другим Федеральным законом (законопроект № 253849-8) вносятся изменения в статьи 99, 108, 109, 162 и 223 УПК РФ. В частности, предусматривается, что в обязательном порядке будет рассматриваться возможность избрания меры пресечения, позволяющей продолжить осуществление индивидуальными предпринимателями и членами органов управления коммерческой организации предпринимательской деятельности.

В постановлении о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении указанных лиц должны содержаться конкретные сведения, подтверждающие, что деяние совершено не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим им имуществом.

Продление срока содержания под стражей и срока предварительного расследования будет осуществляться в том числе с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ и иного приравненного к нему руководителя следственного органа, продление срока дознания – с согласия прокурора субъекта РФ и приравненного к нему военного прокурора.

Кроме того, предусматривается, что необходимость дальнейшего производства следственных действий не может являться единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей.

Фото: пресс-служба Совета Федерации



Правовую позицию КС отразят в правилах посуточной сдачи в аренду квартир

Дата: 25 сентября 2023 г.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект поправок в Жилищный кодекс РФ о посуточной сдаче в аренду квартир, разработанный во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 2023 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева».

КС признал ч. 3 ст. 17 ЖК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она не предполагает запрета деятельности по краткосрочному (на срок от одних до нескольких суток) возмездному предоставлению собственником гражданам принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме без содержательной оценки такой деятельности в соотнесении с гостиничными услугами лишь при наличии отдельных формальных признаков оказания гостиничных услуг (сроки предоставления жилья, систематичность, предпринимательский характер такой деятельности и др.).

Также отмечалось, что не предусматривается необходимость запрета деятельности по краткосрочному возмездному предоставлению собственником жилого помещения принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме иным гражданам, если при таком предоставлении не создаются для иных жильцов многоквартирного дома неудобства, существенно превышающие те, которые имеют место в ходе обычного использования жилого помещения, и если это не влечет очевидного повышения интенсивности эксплуатации мест общего пользования в многоквартирном доме.

Законодателю было предложено учетом правовых позиций КС принять меры к урегулированию особенностей краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения граждан, поддерживая необходимый баланс интересов всех участников таких правоотношений.

Законопроектом предлагается внести изменение в ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, предусмотрев, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма (в том числе краткосрочного найма), договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом, и при условии обеспечения соблюдения прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.