Елена Сенина: «Хочу улучшить этот мир!»

Дата: 17 ноября 2019 г.

«Когда ты всей душой и мыслями чего-то сильно желаешь, то мистическим образом оно начинает сбываться. И ты понимаешь, что все не случайно в твоей жизни. Это настраивает на позитивный лад, мотивирует на новое, интересное и значимое». О своих непростых, но ярких и насыщенных адвокатских буднях рассказала адвокат Елена Соловьева

СПРАВКА
Елена СЕНИНА (СОЛОВЬЕВА)
– адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, член Коллегии адвокатов «Московский юридический центр» и руководитель его  подразделения – адвокатского агентства «Соловьева и партнеры», член Исполкома Гильдии российских адвокатов, полномочный представитель Гильдии российских адвокатов в Липецкой области. Окончила юридический факультет Воронежского государственного университета и факультет психологии Липецкого государственного технического университета. В сферу ее профессиональных интересов входят многие направления юридической практики. На счету адвоката большое  количество успешно проведенных уголовных и гражданских дел. В настоящее время отдает предпочтение сложным уголовным делам экономической направленности, семейным спорам  высокого уровня сложности, в том числе и с иностранным элементом. Руководит Институтом медиации  Российской академии адвокатуры и нотариата и сотрудничает со многими профильными организациями. Ведет большую общественную работу. Эксперт Экспертного совета при Общественном совете Департамента образования  г. Москвы, член Международной ассоциации русскоязычных адвокатов. Почетный адвокат России. Лауреат Серебряной медали им. Ф.Н. Плевако

– Елена Николаевна, как стать адвокатом? Не просто обычным представителем данной профессии, каковых очень много, а общественно значимым и узнаваемым защитником?

–  В моем случае все произошло совершенно незапланированно и спонтанно. Сейчас можно об этом говорить как о счастливом случае и удачном стечении обстоятельств.

 В 2003 г. окончила юридический факультет Воронежского государственного университета на дневном отделении с красным дипломом. И по возвращении домой, в родной Липецк, казалось — все дороги  открыты, но действительность сильно разочаровала.

Однажды, увидев вывеску «Адвокаты»,  я интуитивно поняла, что мне нужно именно сюда. Довольно быстро оформили на стажировку. Но работа — это несколько иной ритм, чем учеба. Здесь становится ясно, что надеяться нужно только на себя. Нужен каждодневный упорный труд, чтобы реализоваться в профессии. Решила не отступать. Сдала квалификационный экзамен, сделала новые визитки, дала объявление в газете и бегущей строкой по местному телевидению. Реклама принесла свои плоды. Появилось серьезное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ, которое я провела успешно. А дальше доверители пошли от доверителей. — Можете немного рассказать о вашем стиле, ваших индивидуальных особенностях и профессиональных «фишках»? — Во-первых, это общение с доверителями, со следователями, коллегами. Пусть коммуникация формальная, но это — процесс человеческого общения в рамках закона. Психология личности для меня как психолога по второму образованию — не пустой звук. Считаю важным, чтобы доверитель после моей консультации нашел пути решения своей проблемы, занял выгодную для себя позицию. Пришлось разработать свою систему консультирования и определенную адвокатскую стилистику. Во-вторых, это публичные выступления в судах. К сожалению, в современном процессе на это отводится мало времени. Суды перегружены, приходится излагать все в сжатой форме, кратко. Но от того, как ты выступишь, во многом зависит в конечном счете решение суда. Поэтому к каждому выступлению готовлюсь как можно тщательнее, продумываю все до мельчайших деталей. И, в-третьих, нельзя забывать о том, что в традициях нашей корпорации — научить молодого коллегу тому, что знаешь и умеешь сам. Как говорится, учитель, воспитай ученика.

 А у меня на сегодняшний день их уже 23. Пройдя стажировку, они сдали квалификационный экзамен и становятся все более успешными адвокатами. Считаю своим долгом помогать воспитанникам развивать профессиональные качества, правильно применять полученные ими знания. Горжусь, что создала замечательный сплоченный и профессиональный коллектив в Адвокатском агентстве «Соловьева и партнеры», где трудятся специалисты всех направлений адвокатской практики. Это поистине команда мечты!

– Вы провели множество дел, помогли многим людям. Каков процент выигрышных дел в вашей практике?

– Действительно, у адвокатов есть такая графа: «процент выигранных дел». Но было бы нескромным козырять этим. Мы же не боксеры в ринге, где считают нокауты и нокдауны. Нужно понимать, что значит выигрыш. Профессиональной победу можно считать, если ты добился максимального результата и сделал для своего доверителя все возможное в сложившейся ситуации. Другое дело, отметить те дела, в которых я осталась довольна собой как профессионал. Их на самом деле очень много.

– Какие из этих дел вам наиболее памятны?

– В первую очередь запоминаются самые первые дела, за которые ты очень волнуешься и переживаешь. Как сейчас помню: 2004 г., Подольск. В убийстве подозреваются двое мужчин. Их обвиняют в том, что они связали человека по просьбе его жены и ушли. Затем супруга его задушила. На почве ревности. Следствие и суд продолжались 2,5 года. Действия моих подзащитных были квалифицированы по ст. 128 УК РФ (незаконное лишение свободы). Они получили по 4 года условно. Как известно, лучшая война – та, которая не началась. Запомнились дела, прекращенные еще до начала следствия. В начале практики мне удалось добиться двух оправдательных приговоров по убийству и причинению тяжких телесных повреждений, повлекших смерть по неосторожности. Процент оправдательных приговоров по таким делам минимален, поэтому считаю это значимым достижением.

Кстати, оба имели большой общественный резонанс. Громким можно считать и недавнее дело сотрудника спецслужб, которое длилось около двух лет и в конечном счете было прекращено. Это первое подобное постановление в системе военных судов РФ. Судья не побоялся поступить по своему внутреннему убеждению. Сейчас в моем производстве в основном уголовные дела. Например, по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, по организованному преступному сообществу (игорный бизнес), ДТП, против личности и, конечно же, экономические преступления. В связи с большим разнообразием дел и широким профилем работы часты командировки. В настоящее время, кроме Москвы и Московской области, у меня много дел в Липецке, Воронеже, Кирове, Ханты-Мансийске, Уфе, Туле. Это дает возможность наблюдать за отправлением правосудия на местах, стимулирует к профессиональному и личному развитию.

– Как случилось, что вы увлеклись медиацией?

– Изначально я критически относилась к медиации как к альтернативному способу урегулирования споров. Была уверена, что это отъем денег у адвокатов, которые и без того обладают необходимыми знаниями. Но когда несколько лет назад в Липецке начался проект по внедрению медиации, решила принять в нем участие. Спорила с лекторами, протестовала, писала разгромные статьи в журнал. Потом начала сама практиковать и тогда поняла, что медиация никакого отношения к адвокатской деятельности не имеет. Для меня она стала уникальной возможностью попробовать себя в новом амплуа, совместить юридические и психологические навыки. Часто провожу выездные курсы, например, в Туле, Челябинске, Екатеринбурге, других городах,  в которых в правоприменительную деятельность активно внедряется процедура медиации. Медиация неожиданно сблизила меня с моей младшей сестрой Ириной. У нас совершенно разные характеры. Я для себя открыла в ней такие черты, о которых раньше не знала.

Моя сестра тренер-медиатор, руководитель Центра медиации НИИ ЛГТУ, у нас совместный авторский курс. Этот проект сейчас действует по всей стране. За последний год у нас прошли обучение около 300 медиаторов. И это только начало. Сегодня люди охотнее идут к медиаторам. Ведь именно благодаря этим специалистам в процессе переговоров вырабатывается приемлемое решение для обеих сторон, и конечное слово остается за самими участниками. Провела не один десяток переговоров по семейным делам, которые завершились медиативными соглашениями. Это нормальная практика. А вот судебное разрешение конфликта, когда посторонний человек решает, с кем и в каком порядке будет жить ваш ребенок, — нонсенс. Пришла к этому выводу после одного из процессов, когда судья, решая вопросы, где будет жить ребенок, кто и как будет с ним общаться, спросил у родителей: «Любите ли вы своего ребенка?». Конечно же, они ответили утвердительно. Затем судья спросил: «А я вашего ребенка люблю? Вопрос риторический. Разумеется, нет. Так почему же мне, человеку, который не любит вашего ребенка, вы доверяете решить вопрос, как этому ребенку жить?»

– Вы любите быть в центре общественной жизни. Что вами движет?

– Во мне живет постоянная потребность, стремление помогать окружающим и делать мир лучше. До сих пор вхожу в состав Общественного совета при председателе Липецкого городского Совета депутатов.

 С 2003 г. являюсь доцентом кафедры уголовного и гражданского права ЛГТУ. И это еще не окончательный список. Всегда приглашаю на встречи с молодежью практиков: судей, прокуроров, представителей органов опеки и попечительства, полиции, комиссии по делам несовершеннолетних для того, чтобы студенты имели возможность посмотреть на профессионалов в своем деле, ознакомиться со всеми нюансами их работы. Люблю студенческую аудиторию, ребят с горящими глазами и сильной энергетикой. Вожу их на экскурсии, например,  в суд, прокуратуру. Они искренне интересуются вопросами права и верят, что все можно изменить в лучшую сторону. Студенты – это мое все! Помимо всего прочего, вношу свой публицистический вклад в юриспруденцию: пишу научные и популярные статьи для профессиональных журналов. Общественная жизнь – хороший стимул оставаться в форме, повышать квалификацию, профессиональный уровень, самосовершенствоваться. Люблю учиться, про- ходить различные тренинги и семинары, активно участвовать в жизни адвокатского сообщества.

– Расскажите, что для вас значит дорога Липецк — Москва?

– Дорога жизни! Конечно, приезжаю туда часто, у меня там родители, друзья, а трасса в 450 км не представляет никакого труда. Москва – дом. А Липецк – дача, где отдыхаешь и набираешься сил. Дома, в Москве, моей опорой являются дети. Дочери Юлии 17 лет, ей предстоит поступать в МГЮА им. Кутафина. Сыну Владиславу 8 лет, он активно занимается спортом. Как и мама, планирует в будущем стать адвокатом. Хочется всегда оставаться для них лучшим примером и доказательством того, что все зависит от нас самих!

Все в наших руках!

Беседовала Екатерина АЛМАЗОВА



ДЕТИ – БУДУЩЕЕ СЕМЬИ, БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

Дата: 29 мая 2025 г.

1 июня в России ежегодно отмечается Международный день защиты детей, призванный привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются дети на всей планете.

Правовая грамотность является необходимой составляющей в жизни каждого гражданина и не последнюю роль в правовом просвещении подрастающего поколения играют адвокаты.

Сегодня мы публикуем интервью с адвокатом Ставропольской краевой коллегии адвокатов, членом Совета молодых адвокатов Адвокатской Палаты Ставропольского края Натальей Викторовной Калининой, для которой работа с подростками стала не только продолжением профессиональной деятельности, но и отдушиной и ресурсом.

– Наталья Викторовна, вы адвокат с многолетним стажем. Что заставило вас расширить свои профессиональные границы и начать работать не только с доверителями, но и со школьниками?

– В своей профессиональной деятельности мы – адвокаты вынуждены практически постоянно пребывать на острие конфликта, зачастую испытывая состояние эмоциональных перегрузок и стресса. Поэтому каждому из нас просто необходимо найти какие-то источники положительных эмоций, чтобы иметь возможность переключаться на позитив, восстанавливаться. Одним из таких способов для меня стали занятия с детьми.

Для меня опыт наставничества стал очень интересным, и я с удовольствием помогаю детям открывать новые горизонты в мире права. Уже много лет я посещаю школы Новоалександровского района Ставропольского края с различными правовыми мероприятиями для детей. Это и классные часы, и тематические мероприятия для старшеклассников района, и дни правовой помощи детям.

С конца 2023 г. Адвокатской палатой Ставропольского края совместно с Юридическим институтом Северо-Кавказского федерального университета проводится конкурс учебных судов для школьников. Этот конкурс был изначально придуман адвокатами Санкт-Петербурга, а в последующем идея распространилась и на другие регионы России, и возможность поучаствовать в нём появилась у школьников из других субъектов РФ. Адвокаты Ставропольского края с энтузиазмом включились в подготовку старшеклассников для участия в конкурсе.

По условиям конкурса дети изучают материалы учебного дела, разработанного специально для конкурса, формируют свои позиции, которые они потом отстаивают на конкурсе, а адвокаты и юристы помогают им разобраться в основах законодательного регулирования по поставленным вопросам.

Первым учебным делом, с которым я пришла в Гимназию № 1 г. Новоалександровска, стало Дело о виртуальном мече. И я хорошо помню, как вопрос, на который должны были ответить дети, поставил меня в тупик. А звучал он так: «Был ли виртуальный меч чужим имуществом, которое можно похитить?» Пришлось самой консультироваться у своего сына-подростка о тонкостях владения оружием в компьютерных играх, а также погрузиться в авторское право, которое нечасто встречается в практике большинства адвокатов.

В 2024-2025-х годах этот конкурс также с успехом прошел в Ставропольском крае, он пользуется всё большей популярностью среди школьников.

Адвокаты из г. Санкт-Петербурга каждый год придумывают необычные учебные дела, разбираться в которых интересно и полезно не только детям, но и кураторам-адвокатам. Ведь чтобы объяснить ученикам 9-10-х классов какими нормами права регулируются те или иные отношения, какие аргументы по делу будут самыми сильными, а также ответить на массу возникающих у школьников вопросов, куратору необходимо самому углубиться в законодательные акты по предложенной теме, а также подобрать судебную практику.

Я участвовала в конкурсе учебных судов для школьников, как в качестве куратора команды, так и в качестве судьи конкурса. И в любой роли очень переживала за детей и радовалась их успехам, тому, как с каждым следующим туром они растут над собой. А после окончания очередного конкурса всегда приятно получать от своей команды обратную связь, когда дети благодарят за помощь и радуются новому опыту и полученным знаниям.

– Наталья Викторовна, спасибо за ваш рассказ о таком интересном проекте как конкурс учебных судов для школьников. Я знаю, что кроме этого вы участвуете еще в одном значимом проекте – «ДетиVправе». Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Проект «ДетиVправе», является просветительским проектом, организованном Советом молодых адвокатов Адвокатской палаты Ставропольского края.

В рамках этого проекта адвокаты нашей палаты проводят просветительские мероприятия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассказывают об основах правовой системы в России, отвечают на вопросы, которые возникают у подростков.

Наши встречи проходят в форме онлайн-конференций, к которым одновременно подключаются несколько детских домов Ставропольского края и адвокаты-кураторы. При этом мы стараемся уйти от назидательности и в игровой форме рассказать ребятам о различных отраслях права, об истории адвокатуры, о видах ответственности предусмотренных действующим для несовершеннолетних за совершения правонарушений или преступлений.

Уверена, что полученные знания обязательно пригодятся нашим подопечным и не удивлюсь, если кто-то из них в будущем сделает выбор в пользу профессии юриста.

– Наталья Викторовна, только ли подростки, являются вашей целевой аудиторией? Как думаете с какого возраста уже можно говорить с детьми о праве?

– Я думаю, что начинать говорить с детьми о праве можно и в начальной школе и даже в детском саду. Важно только оценивать подготовленность детей той или иной возрастной категории к таким мероприятиям. И конечно готовиться самим очень тщательно.

Я, например, кроме работы с подростками и старшими школьниками, занимаюсь с детьми из начальной школы.

Благодаря встрече, организованной Адвокатской палатой Ставропольского края, я познакомилась с Аркадием Гутниковым, экспертом в области правового просвещения, организатором конкурса учебных судов из Санкт-Петербурга. И он поделился материалами программы «Первоклассный юрист», разработанной в сотрудничестве с Центром юридической практики при Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов «Невская».

Программа включает в себя пошаговый алгоритм для шести уроков в первом-втором классе начальной школы. Уроки проводятся в игровой форме, с разделением детей на малые группы, с использованием презентаций и просмотром видеороликов, ссылки на которые также есть в материалах программы.

Эти занятия нашли отклик в наших краевых школах, вызвали интерес не только у учителей и родителей, но и у самих ребят.

– О чем же можно поговорить с детьми в столь юном возрасте? Готовы ли они к пониманию правовых норм и ответственности?

– В ходе занятий мы обсуждали такие темы, как защита своих прав в суде, равенство и неравенство, важность создания единых правил для всех граждан, справедливость наказаний, а также способы разрешения конфликтов и ведения переговоров. Дети, как правило, принимают активное участие в дискуссии, задают тематические вопросы, связанные с предметом обсуждения на конкретном занятии.

На заключительном занятии мы даже организовываем для ребят упрощенный учебный суд, на котором каждый ребенок может на практике применить полученные знания и выступить с аргументами в защиту своей позиции.

По окончании наших встреч дети обычно самостоятельно делают выводы о том, что каждому гражданину полезно уметь грамотно отстаивать свои права, и о том, что юристом быть совсем не просто, так как в своей работе он должен руководствоваться законами и находить баланс интересов множества заинтересованных в деле лиц.

А я, каждый раз выходя из школы после таких уроков, испытываю просто невероятно позитивные эмоции. Самой большой наградой для меня является искренняя заинтересованность детей, их непосредственность в общении и горящие глаза. И после каждого занятия я просто физически ощущала прилив сил для своей дальнейшей адвокатской работы.  

– Как вам кажется, что для детей было интересней всего в этих мероприятиях, которые вы проводите?

Мне кажется, что интереснее всего для детей был именно неформальный подход к занятиям. В нашем общении я старалась максимально уходить от схемы: «я – учитель, они – ученики», и так заинтересовать их поставленной задачей, чтобы они сами придумали способ её решения и – решили! Уверена, что когда мои первоклашки подрастут, то я смогу организовать из них сильную команду для участия в очередном конкурсе учебных судов для школьников.

– Наталья Викторовна, и заключительный вопрос: что вы скажете нашим коллегам, идти или не идти в школы, уделять ли свое драгоценное время не только доверителям, но и тем, кто ими пока не стал – детям?

– Мой ответ однозначен: конечно, идти! Я уверена, что любой адвокатский проект, ориентированный на работу с детьми, обязательно будет иметь далеко идущие, положительные для формирования правового общества в России, последствия.

И конечно же хочу в очередной раз поблагодарить нашего вдохновителя, президента Адвокатской палаты Ставропольского края Ольгу Борисовну Руденко за то, что она всегда поддерживает адвокатов в создании просветительских проектов для детей и сама является для нас Наставником с большой буквы.   

– Наталья Викторовна, спасибо вам за интервью. Я надеюсь, что Ваш пример, пример коллег из Адвокатских палат Ставропольского края и Санкт-Петербурга вдохновит еще многих и многих наших коллег на создание подобных просветительских проектов, чтобы наши дети – наше будущее развивались гармонично и имели представление как о своих правах, так и о своих обязанностях и возможной ответственности за свои поступки.

Коллеги, приглашаем вас рассказать о своих проектах. Поделиться планами и находками на страницах нашего журнала.

беседовала Колотильщикова Е.В.