«Адвокатские» киноляпы
Еще раз про знак адвоката
Игорь БУШМАНОВ, адвокат АПМО, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного совета при Министерстве культуры РФ
Как в свое время сказал всем известный политик, «из всех искусств для нас важнейшим является кино». С актуальностью этого тезиса не поспоришь.
В № 10 за 2022 г. «Адвокатской газеты» опубликована моя статья «Снять фильм», в которой дан анализ кинопроизведений, раскрывающих образ адвоката в советском и российском кинематографе. К сожалению, действительно хороших фильмов о наших коллегах немного, еще меньше без так называемых киноляпов.
В журнале «Российский адвокат» № 1 за 2023 г. вышел репортаж о съемках телесериала про «московского златоуста», легендарного адвоката – присяжного поверенного Федора Никифоровича Плевако. Главного героя играет талантливый актер Сергей Безруков. Идея фильма заслуживает безусловной поддержки не только адвокатской корпорации, которая чтит своего ярчайшего представителя прошлого, но и со стороны широкой публики.
Однако, как свидетельствует фотоизображение образа легендарного мэтра в новом сериале, в его костюме отсутствует важнейший аксессуар присяжной и современной адвокатуры – серебряный нагрудный знак.
Этот знак с уважением, с «особым трепетом» носило не одно поколение наших предшественников. Напомню историю появления нашего символа, возрожденного в современной российской адвокатуре в 2015 г.
После введения в 1864 г. императором Александром II института присяжных поверенных, 31 декабря 1865 г. им было высочайше утверждено изображение нагрудного знака присяжного поверенного. 22 января 1866 г. Государственный совет принял проект Временных правил внутреннего распорядка в судебных установлениях. Как гласила статья 10 этих Правил, «присяжные поверенные имеют также особые, по приложенному описанию, знаки». В статье 11 говорилось, что «знаки, надеваются при исполнении служебных обязанностей, как на форменную, так и на неформенную одежду».
На протяжении более чем полувекового периода существования российской присяжной адвокатуры именно этот нагрудный знак являлся по сути единственным отличительным официальным атрибутом присяжных поверенных и элементом их корпоративной культуры. Знак постоянно носился членом сословия в петлице на левой стороне фрака, сюртука или на лацкане пиджака.
Централизованного изготовления знака присяжного поверенного не осуществлялось. Каждый присяжный поверенный самостоятельно заказывал знак или несколько знаков в ювелирной мастерской, ориентируясь на утвержденный эскиз, свои пожелания и финансовые возможности.
О том, как трепетно относились обладатели к своим знакам, свидетельствуют т.н. «владельческие надписи» на знаках, имеющихся в коллекции автора.
Так, на обороте (реверсе) и гайке одного из них выгравировано: «Н.П.Измайлов – М.И.Кесслеру 8.7.1915». «Хорошему и умному человеку и злому адвокату от души желаю счастливого плавания».
На другом знаке имеется гравировка: «Сохрани его чистым всю жизнь. От С.Г. Турутина. Апрель 1910».
Подобные надписи наглядно свидетельствовали о значимости рассматриваемого символа присяжной адвокатуры и использовании его как неотъемлемого элемента корпоративной культуры и преемственности существовавших традиций.
Российские присяжные поверенные гордились своим знаком и, как видно на представленной в материале «семейной фотографии» из коллекции автора, носили его даже в повседневной жизни.
Изображение знака присутствует на всех парадных портретах и обычных фотоснимках присяжных поверенных императорской России. Федор Плевако не исключение.
Федор Плевако в своей защитительной речи по делу об убийстве присяжного поверенного Старосельского говорил: «Тридцать лет я с честью ношу свой значок и никогда не согласился бы опозорить его…».
Другой знаменитый присяжный поверенный XIX века «король адвокатуры» Владимир Спасович писал о знаке: «…никогда я не чувствовал себя бодрее; никогда еще не ощущал в себе больше гордости, что ношу знак, на котором изображен столп, но на этом столпе написано мелким шрифтом «законъ» под короную…».
Присяжный поверенный Иван Михайлович Ковшаров, расстрелянный по приговору Петроградского ревтрибунала в 1922 г., а в 1992 г. причисленный к лику Святых Русской Православной церковью, изображен на иконе с адвокатским знаком.
Теперь каждый российский адвокат, также как и его предшественники, с гордостью носит свой корпоративный знак не только в официальной обстановке, но и в повседневной жизни. Как отметил Юрий Пилипенко по поводу появления знака – это «важный шаг на пути еще большего единения адвокатуры».
Стоит обратить внимание, что в советском кинематографе фигуры присяжных поверенных имели на своей одежде знак. Правда, и здесь не обошлось без киноляпов.
В частности, в советской киноленте по роману Л.Н. Толстого «Воскресение» в сцене суда участвуют трое присяжных поверенных. Несмотря на то, что на лацканах их сюртуков присутствуют знаки, они не только одинаковы по изготовлению, но и прикреплены с правой стороны, тогда как предписано их к ношению с левой стороны «у сердца».
Такая же ошибка допущена и в известном советском сериале «Хождение по мукам».
Уже в современном сериале «Победители» о трех присяжных поверенных также допущена аналогичная ошибка. А в большинстве фильмов и сериалов, в которых используются образы наших предшественников, знак и вовсе отсутствует.
Поэтому рекомендовал бы представителям отечественной киноиндустрии привлекать в качестве научных консультантов на всех этапах, от разработки сценария до его воплощения, компетентных представителей адвокатской корпорации. Тем более, что в 2017 г. ФПА РФ учреждена премия «За лучший образ адвоката в искусстве и литературе».
А еще лучше нам озаботиться организацией производства собственных художественных кинопроизведений, тем более Министерство культуры РФ сейчас активно поддерживает и выделяет финансирование отечественному кинематографу. У нас много достойных персоналий и уникальных историй, интересных широкой публике. А как говорится в известной поговорке: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам».