Госдума спешит с поправками в УК РФ о налоговых преступлениях, несмотря на замечания

Дата: 1 марта 2023 г.

Ряд замечаний по правительственному законопроекту о либерализации уголовной ответственности за налоговые преступления высказал Комитет Госдумы по бюджету и налогам. Между тем, изменения в УК и УПК РФ, внесенные в ГД всего неделю назад, 22 февраля, предполагается рассмотреть на пленарном заседании палаты уже 2 марта (а срок представления поправок в проект определен лишь до 6 марта).

Законопроектом предусматривается внести изменения в санкции вторых частей статей 199 (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов), 199.1 (Неисполнение обязанностей налогового агента), 199.2 (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов) УК РФ, предусматривающие смягчение наказания и перевод вышеуказанных преступлений из категории тяжких в категорию преступлений средней тяжести, что, соответственно, по общему правилу ст. 78 (Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности) УК РФ повлечет сокращение сроков давности (с 10 лет после совершения до 6 лет).

Аналогичное изменение вносится в ч. 2 ст. 199.4 (Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд) УК РФ, предусматривающее перевод вышеуказанных преступлений из категории средней тяжести в категорию преступлений небольшой тяжести и, соответственно, сокращение сроков давности (с 6 лет после совершения до 2 лет).

Предусматриваются внесение уточняющих изменений в статьи 24 (Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела), 144 (Порядок рассмотрения сообщения о преступлении) и 148 (Отказ в возбуждении уголовного дела) УПК РФ, согласно которым уголовное дело о налоговых преступлениях (статьи 198-199.1, 199.3, 199.4 УК РФ) не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело по указанным преступлениям подлежит прекращению в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов.

По мнению Комитета ГД по бюджету и налогам, действующие редакции УК РФ и УПК РФ уже рассматривают возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступления, предусмотренного статьями 198-199.1, 199.3, 199.4, в качестве основания для прекращения уголовного преследования в случае, если лицо впервые совершило такое преступление. При этом под возмещением ущерба также понимается уплата в полном объеме соответствующих сумм недоимки, пеней и штрафов. Учитывая вносимые законопроектом изменения, неясно соотношение его понятийного аппарата и ст. 28.1 (Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба) в части дальнейшего их применения. В целях «однозначности практического применения проектируемых норм» думский комитет предлагает при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос унификации подхода к признанию уплаты соответствующих сумм в рамках рассмотрения материалов дела в качестве возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе.

Кроме того, с учетом дополнения ст. 148 УПК РФ проектируемой ч. 1.2, в которой определяется порядок вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на основании информации об уплате сумм недоимки, депутаты считают целесообразным дополнить аналогичной нормой положения ст. 213 УПК РФ, поскольку механизм прекращения уголовного дела в случае уплаты в полном объеме сумм недоимки также возможен после получения следователем соответствующей информации.

При этом, как отмечается в заключении налогового комитета, из текста законопроекта не ясно, от кого или в каком порядке у следователя должны появиться «данные, подтверждающие информацию об уплате сумм недоимки…», в том числе законопроектом не устанавливается обязанность налогового органа информировать следователя об уплате в полном объеме сумм недоимки, соответствующих пеней и суммы штрафа по аналогии с обязанностью территориального органа страховщика о таком информировании.



Городское право: актуальная тема для сообществ москвичей

Дата: 24 апреля 2024 г.

18 апреля 2024 г. советник ФПА РФ,  заместитель председателя рабочей группы ГРА по организации БЮП, почетный адвокат России,  Власова Ольга Игоревна,  приняла участие в Круглом столе «Комьюнити-менеджер городских сообществ», проходившем в рамках VII ежегодного международного симпозиума «Образование и город: проектирование и развитие», где выступила с докладом «Городское право (Юридическая урбанология) и правовое просвещение жителей городов по вопросам правового регулирования деятельности жилищных и других местных сообществ».

В рамках круглого стола Власова Ольга Игоревна  обсудила с участниками вопросы необходимости правового просвещения руководителей местных сообществ, в том числе жилищных, а также активных жителей различных локальных территорий, а затем рассказала собравшимся о деятельности Рабочей группы Гильдии российских адвокатов по организации бесплатной юридической помощи и правовому просвещению.

В круглом столе также принимали участие Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ, Любовь Гурарий эксперт по соучаствующему проектированию и работе с сообществами, сооснователь проекта «Город Друг», Сергей Кузнецов руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи», аналитик Центра технологических инноваций НИУ ВШЭ и другие эксперты по работе с местными сообществами и локальными территориями.